Человек в черном плаще

21 июня известному российскому музыканту Виктору Цою исполнилось бы 49 лет. Первая гитара, которую родители подарили Вите Цою, появилась в пятом или шестом классе. Уже в восьмом он организовал в школе свою группу. Отец Виктора Роберт Максимович вспоминал о том времени: «Помню, запрется в ванной, чтобы мы не слышали, и играет. У него тогда голос «ломался», вот он и стеснялся. Даже нас. И все у матери спрашивал: «Почему же у меня голос такой высокий, как у девчонки?».

На извечный и любимейший вопрос всех корреспондентов: «С чего началось твое увлечение музыкой?» - Цой отвечал так: «Конечно, с гитары. Я не избег общей участи мальчишек моего возраста, охваченных желанием овладеть столь престижным в те годы инструментом. Мне было четырнадцать лет, и занимался я тогда в художественном училище, но постепенно, как ни странно, бесперспективное занятие рок-музыкой взяло вверх. Я бросил свои живописные начинания и стал писать песни. Мечтал собрать музыкантов и создать группу».

Несмотря на то, что Виктор не любил «выворачивать душу» перед журналистским микрофоном, один раз он все же сказал о том, как понимает свое место в жизни: «...живу для чего? Чтобы заниматься своим делом, чтобы было интересно жить. А каким бы хотел себя видеть? - Я бы хотел не запятнать свое доброе имя, чтобы ни у кого не было повода меня в чем-либо упрекнуть. Все остальное не очень важно». Это интервью состоялось незадолго до гибели...

Утром 15-го августа 1990 года нашу страну, тогда еще Советский Союз, облетела нелепая весть: в Латвии, на шоссе автомобиль «Москвич», за рулем которого ехал с рыбалки кумир молодежи, двадцативосьмилетний поэт и певец Виктор Цой, попал в аварию. С летальным исходом.

К тому трагическому моменту Цой стал самым известным человеком в стране вообще. Его любили и как музыканта, и как поэта, и как актера – никто так не состоялся, как он. И казалось, что это только начало, что наш герой будет с нами всегда. Альбомы группы «Кино» - а Цой всегда настаивал на своей роли именно «члена группы» - парадоксальным образом обнаруживались в коллекциях меломанов самого разного профиля: и «металлистов», и «депешистов», и панков. А также студентов, школьников, шпаны, да кого угодно. Эти подчас скверно записанные (пятая копия – еще не брак!) альбомы были последними посланцами «магнитофонной культуры», и, безусловно, центральным объектом «пиратирования».

Поклонников «Кино» привлекала простая (местами даже специально «припопсённая») музыка, абсолютно никаких изысков, гитарные партии под силу даже начинающему музыканту. Еще одна причина успеха - простота и лаконичность музыкальных фраз и текста. С ним трудно было разговаривать. Он не любил говорить – он любил петь («Моя душа – в моих песнях», говорил артист). По опросам всячесих хит-парадов он сам и его группа «Кино» занимали только первые места. Он был тем самым «последним героем», который нарисовал на рукаве группу крови и отправился в бой, потому что «тем, кто ложится спать, спокойного сна» и «мы хотели пить, но не было воды», и тогда он сказал, что «дальше действовать будем мы». Мы – это и беспечная восьмиклассница, и угрюмый бездельник, и ты, которая «так любишь эти фильмы». Главное достоинство последних песен «Кино» - сдвиг авторской позиции с непререкаемого «я» на нервное «мы».

Виктор Цой торопился жить и очень любил жизнь, хотя мало кому признавался – образ «черного рыцаря» не позволял этого. Он всегда был таким угрюмым, каким его привыкли видеть в черно-белом ящике телевизора. Никогда не расставался с черным костюмом и гитарой-шестистрункой.

При всем своем имидже закрытого, молчаливого любителя гардероба всех оттенков черного, Цой потрясающе открыт для тех, кто внимательно слушает его песни.

Это был человек Ночи, человек с тонким чувством юмора, с непреодолимой жаждой свободы, свободы от комплексов, стереотипов, свободы в выборе образа жизни, направления, куда пойти. Ему было 28 лет, почти 10 из них - в рок-н-ролле. Магнитофонные альбомы, пластинки, роли в кино. Стремительный взлет от кочегара, в свободное время выступающего в небольших клубах, до лидера группы, способной собирать целые стадионы поклонников. Можно по-разному, конечно, относиться к песням Цоя и его вокальным данным. Но никто не будет оспаривать тот факт, что его влияние на молодые умы было огромно.

Иначе не возник бы палаточный городок на Богословском кладбище в Ленинграде, где он похоронен, не появилась бы «стена Цоя» на Арбате, (даже в Карталах есть своя маленькая стена памяти) не происходило бы то же самое в других го родах страны. Чем он «брал» этих ребят? Быть может колоссальной внутренней энергией, каким-то непонятным, труднообъяснимым ощущением свободы, не терпящей насилия над личностью.

Комментарии

Гость

Эх, как же так смог забыть про этот день, очень плохо что пропустил его(((. В прошлом чильно увлекался творчеством Цоя.

23.06.2011 | 19:29 [ ]
цой

я думаю, ничего страшного в этом нет)главное , оставаться поклонником творчества в душе

4.07.2011 | 13:22 [ ]
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
  _  __  _     _____   _    
| |/ / | |_ | ___| | | __
| ' / | __| | |_ | |/ /
| . \ | |_ | _| | <
|_|\_\ \__| |_| |_|\_\
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.